ЧИПОВАНИЕ ШУБ. ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Законодательная база

10 октября 2014 года Высший Евразийский экономический совет (ЕАЭС) на уровне глав государств принял Решение № 88 «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территории государств — членов Таможенного Союза и Единого Экономического пространства».

23 января 2015 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафакта», действие которого распространяется на пушно-меховые товары.

26 марта 2015 года создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В состав комиссии вошли высшие руководители Министерства промышленности и торговли, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, а также ряда других министерств и ведомств.

В задачи комиссии входит координация деятельности всех органов власти по оценке ситуации и противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Ключевой задачей участников рынка торговли изделиями из натурального меха становится обеспечение прозрачности своей деятельности и исключение из практики «серых» схем ведения бизнеса.

Этими постановлениями государственная власть в корне меняет саму доктрину контроля за оборотом товаров, перенеся его с таможенных постов на границе в места непосредственной реализации товара конечным потребителям.

 

Пилотный проект

8 сентября 2015 года государствами членами Евразийского экономического союза было подписано Соглашение о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными идентификационными знаками (КИЗ).

С 1 апреля 2016 года подлежит маркировке ВСЕ ИЗДЕЛИЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ ЛЮБОГО НАТУРАЛЬНОГО МЕХА, относящиеся к товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» с кодом ТН ВЭД 4303.

Для сведения: к товарной позиции 4303 относятся все предметы одежды, включая принадлежности (муфты, воротники и т.д.), изготовленные из:

— натурального меха;

— других материалов, имеющих подкладку из натурального меха;

— других материалов, у которых натуральный мех прикреплен с наружной стороны (кроме случаев, когда мех является только отделкой).

Мех считается использованным в качестве отделки, если он составляет воротник, отвороты, манжеты или оторочку одежды и т.д.

В данную товарную позицию включается также одежда, изготовленная из кожи, дубленой (дубленки) или выделанной вместе с волосяным или шерстным покровом, а также все прочие изделия, изготовленные из натурального меха, или в которых натуральный мех придает им основное свойство (ковры, покрывала, чемоданы, дамские сумки, а также изделия, используемые в технике, например, полировальные насадки, чехлы малярных валиков).

В данную товарную позицию НЕ включаются:

— изделия из кожи, входящие в товарную позицию 4202 (саквояжи, чемоданы, сумки, портфели, ранцы, футляры, рюкзаки и прочее);

перчатки, рукавицы и митенки из кожи и натурального меха (товарная позиция 4203);

— обувь (64), головные уборы (65), игрушки и спортивный инвентарь (95), если они выполнены из натурального меха.

Маркироваться электронными контрольными знаками будут все указанные товары, ввозимые, а также ранее ввезенные, но не реализованные до этой даты, на таможенную территорию ЕАЭС или произведенные на территориях государств-членов Союза. Начиная с этой даты, запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территории Союза юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этих товаров без контрольных знаков, либо с нанесенными на них контрольными знаками в нарушение установленного порядка, за исключением транспортировки товаров в специализированные складские помещения, и хранения указанных товаров в таких помещениях. Товары, не маркированные контрольными идентификационными знаками, подлежат конфискации и последующему уничтожению.

Контрольный идентификационный знак (КИЗ)

Контрольный идентификационный знак (КИЗ) предназначен для персонификации каждой единицы маркированного товара, защиты ее от дублирования и повторного использования. КИЗ представляет собой выполненную из специального гибкого материала полоску, содержащую встроенную радиочастотную метку (RFID) – микрочип с передающей антенной. КИЗ является бланком строгой отчетности, на его поверхности располагается графическая информация, а сама метка снабжена средствами полиграфической защиты.

Для меховых изделий, произведенных на территории РФ, предусмотрено использование КИЗ зеленого цвета.

Untitled1

Импортные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, будут маркироваться КИЗ красного цвета.

Untitled2

Основным методом нанесения КИЗ на товар будет являться вшивной, когда метка машинным способом вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой расположенную на КИЗ графическую информацию. Вшивание производится при изготовлении товара в шов с внутренней стороны (изнанки) для чего на самой метке предусмотрено специальное поле для вшивания.

Дополнительным методом нанесения КИЗ на товар является накладной (навесной), когда метка неотделимо крепится к петельному конструктивному элементу товара. КИЗ в таких случаях изготавливается из материала на пластиковой основе и должен содержать пломбирующий элемент, конструктивно объединенный с самим КИЗ в единое целое.

Untitled3 В качестве альтернативного метода рассматривается клеевой способ, когда КИЗ выполнен в виде отпечатанной наклейки с клеевым слоем однократного применения. Такая метка наклеивается на конструктивный элемент товара — вшитый изготовителем маркировочный ярлык, содержащий свободное поле достаточного размера для размещения на нем КИЗ.

Во всех перечисленных случаях при отсоединении КИЗ от маркированного товара обязательно должна нарушаться его физическая целостность для недопущения его повторного крепления на другом товаре.

Предприятие, осуществляющее маркировку своих меховых изделий, самостоятельно, по своему усмотрению выбирает метод нанесения КИЗ на товар.

 

Идентификация товара

Для правильного применения контрольных идентификационных знаков и занесения на них надлежащей и достоверной информации необходимо провести кодирование предметов торговли в соответствии с определенными требованиями и
стандартами. Такие требования и стандарты используются, в частности, в Системе GS1, принятой в большинстве стран мира. В России учреждена Ассоциация GS1 RUS, которая уполномочена осуществлять кодирование продукции российских организаций, формировать и вести централизованный ресурс по товарной номенклатуре и описанию товаров.

Для кодирования своего товара необходимо вступить в Ассоциацию. Вступительный взнос составляет 25 000 рублей, ежегодный членский взнос – 15 000 рублей. После принятия организации в Ассоциацию ей присваивается номер, называемый Глобальным Префиксом Предприятия (GCP), который по существу является ключом для последующего кодирования товаров. На основании подготовленного описания каждой единицы продукции и переданного в Ассоциацию Перечня этой Продукции организация получает Глобальный Номер Предмета Торговли (GTIN), который включается Ассоциацией в централизованный ресурс — глобальный электронный реестр товаров и услуг. При описании каждой единицы продукции в Ассоциацию должны быть переданы следующие данные:

  • наименование товара;
  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (декларация о соответствии);
  • наименование производителя товара;
  • разновидность товара (его описание – материал, цвет, размер, модель и др.);
  • страна происхождения товара;
  • единица измерения количества товара.

Следует обратить внимание на то, что Ассоциация только присваивает товарам коды GTIN. Непосредственное электронное кодирование каждой единицы товара производит сама организация, применяя для этих целей полученные коды GTIN.

 

Заказ и получение меток КИЗ

Эмитентом КИЗ, то есть органом, уполномоченным выдавать метки организациям, будет территориальный многофункциональный центр (МФЦ). КИЗ будут изготавливаться на Госзнаке с применением соответствующих средств защиты.

Для получения КИЗ организация подает заявление в уполномоченный орган, в котором помимо своих основных регистрационных данных, указывает планируемое к получению количество и тип меток. Одновременно с подачей заявления организация должна оплатить стоимость изготовления меток. Крупные меховые компании предлагают, чтобы срок изготовления КИЗ и передачи их заказчику составлял от 2 до 5 рабочих дней.

Органы, осуществляющие изготовление и реализацию организациям контрольных знаков, информируют в электронном виде компетентный уполномоченный орган РФ об изготовленных и реализованных контрольных знаках, передавая эти сведения в национальный компонент информационной системы маркировки товаров (единую электронную базу).

Метки КИЗ являются документами строгой отчетности, и их движение должно быть отражено в соответствующем реестре бухгалтерии организации.

На электронном микрочипе КИЗ будет записан идентификатор чипа радиочастотной метки TID и порядковый номер КИЗ.

Меховое сообщество предлагает, чтобы срок действия КИЗ был неограниченным, а остатки и излишки КИЗ можно было бы возвращать эмитенту, или оставлять у себя для будущего использования.

 

Выпуск маркированных товаров в оборот при импорте

Маркировка предметов меховой одежды контрольными знаками производится за пределами таможенной территории РФ. Для этого организация – импортер за счет своих средств отправляет зарубежному производителю необходимое количество меток, ранее заказанное и полученное в уполномоченном органе. Импортер также должен передать производителю сведения об общем количестве отправленных КИЗ и об их идентификационных номерах. Процедура таможенного оформления вывоза – ввоза меток пока не определена, но предполагается сделать ее предельно простой.

Контрольные идентификационные знаки на фабрике производителя вшиваются, либо навешивается на изделия. В своем инвойсе производитель обязан отдельной строкой указать, что все поставляемые изделия снабжены контрольными метками в количестве, соответствующем количеству изделий. Кроме того, должно быть указано общее количество контрольных знаков и перечислены их идентификационные номера.

При таможенном оформлении товара импортер в декларации указывает, что все изделия промаркированы контрольными знаками, с обозначением идентификационных номеров использованных КИЗ.

На основании декларации на товар таможенный орган включает ввезенные КИЗ в специальный реестр, который передается в единую базу национального компонента.

Импортер самостоятельно на своем складе обязан инициализировать каждый КИЗ, путем записи на него серийного глобального номера торговой единицы SGTIN. Эта процедура позволяет «привязать» конкретный КИЗ к конкретному и единственному изделию.

В течение 10 дней после выпуска товаров в свободное обращение и мпортер обязан проинформировать в электронном виде компетентный уполномоченный орган об использовании контрольных знаков, передав туда через национальную информационную систему маркировки товаров (объединенную электронную базу) по каждой единице товара следующие обязательные данные:

  • номер налогоплательщика;
  • десятизначный код ТН ВЭД товара;
  • регистрационный номер таможенной декларации на товар;
  • идентификатор КИЗ;
  • глобальный идентификационный номер торговой единицы GTIN;
  • идентификатор чипа радиочастотной метки КИЗ TID;
  • серийный глобальный номер торговой единицы SGTIN.

Электронная запись информации на микрочипы КИЗ производится с помощью специального оборудования, включающего сканеры, подключенные к компьютерам, на которых установлено соответствующее программное обеспечение. Расходы по приобретению указанного оборудования лежат на самой организации.

Если организация не имеет возможности приобрести необходимое оборудование и осуществить самостоятельную запись электронных данных, она вправе при оформлении заявки на получение КИЗ передать в уполномоченный орган коды GTIN, а также остальную необходимую информацию, по каждой единице товара, и запись этих кодов в микрочипы будет произведена изготовителем КИЗ.

 

Маркировка товаров, произведенных на территории РФ

Предприятия, осуществляющие производство меховой одежды на территории РФ, самостоятельно маркируют каждую единицу товара контрольными знаками и инициализируют их.

Предприятия обязаны проинформировать в электронном виде компетентный уполномоченный орган об использовании контрольных знаков, передав туда через национальную информационную систему маркировки товаров (объединенную электронную базу) по каждой единице товара следующие обязательные данные:

  • номер налогоплательщика;
  • десятизначный код ТН ВЭД товара;
  • идентификатор КИЗ;
  • глобальный идентификационный номер торговой единицы GTIN;
  • идентификатор чипа радиочастотной метки КИЗ TID;
  • серийный глобальный номер торговой единицы SGTIN.

Предприятия — производители подают указанные сведения до отгрузки товара со своего склада готовой продукции потребителю.

Контрольные идентификационные знаки также вшиваются во внутренний конструктивный шов изделия, либо навешивается на его петельный элемент. Электронная запись информации на микрочипы КИЗ должна выполняться либо самим производителями товаров на своих складах, либо производителем КИЗ по заявке производителя мехового товара.

 

Маркировка остатков не реализованного товара

При осуществлении оптовой и розничной торговли предметами меховой одежды, импортированной на территорию РФ или произведенной в РФ до 1 апреля 2016 года, организации обязаны произвести маркировку всех ОСТАТКОВ такого НЕРЕАЛИЗОВАННОГО ТОВАРА, осуществив в Ассоциации GS1 кодирование своей продукции, заказав и приобретя в ИФНС (МФЦ) соответствующее количество контрольных идентификационных знаков. На момент написания данного материала согласовывается возможность бесплатного вступления в Ассоциацию GS1 для маркировки остатков нереализованного товара.

Контрольные идентификационные знаки должны быть вшиты торгующими организациями самостоятельно, или навешаны на товар в соответствии с требованиями нанесения таких КИЗ.

Электронная запись информации на микрочипы КИЗ должна выполняться либо самим торгующими организациями на своих складах с помощью специального оборудования, либо производителем КИЗ по заявке торгующих организаций.

После проведения маркировки товара контрольными знаками и их инициализации организации, осуществляющие оптовую или розничную торговлю, обязаны проинформировать в электронном виде компетентный уполномоченный орган об использовании контрольных знаков, передав туда через национальную информационную систему маркировки товаров (объединенную электронную базу) следующие обязательные данные по каждой единице товара из числа остатков:

  • идентификатор КИЗ;
  • идентификатор чипа радиочастотной метки КИЗ TID;
  • серийный глобальный номер торговой единицы SGTIN;
  • номер налогоплательщика;
  • наименование товара;
  • указание на нормативный документ, устанавливающий требования к качеству товара (декларация о соответствии);
  • наименование производителя товара;
  • разновидность товара (его описание – материал, цвет, размер, модель и др.);
  • наименование страны – изготовителя;
  • способ выпуска товаров в оборот (ввоз на таможенную территорию РФ или производство на территории РФ);
  • регистрационный номер таможенной декларации на товар (для организаций – импортеров);
  • глобальный идентификационный номер торговой единицы GTIN.

По результатам маркировки остатков должна быть составлена инвентаризационная ведомость (опись), содержащая по каждой единице товара, помимо указанной выше информации, сведения о поставщике товара (его ИНН). Инвентаризационная ведомость должна быть передана в электронном виде в ИФНС, на территории которой находится организация, в те же сроки, что и сведения о маркировке товара, то есть до 31 марта 2016 года.

Маркировка остатков нереализованного товара – РАЗОВАЯ АКЦИЯ, которую организации должны провести в срок с 1 февраля по 31 марта 2016 года. Начиная с 1 апреля все изделия из любых видов меха, включая дубленки, не маркированные контрольными идентификационными знаками, подлежат конфискации и последующему уничтожению.

Следует отметить, что проведение маркировки нереализованных остатков не означает автоматической «амнистии» и освобождение от возможных последующих проверок легальности происхождения этих остатков.

 

Маркировка товаров в иных случаях

При осуществлении торговли между организациями на территории стран, участников ЕАЭС, в течение 10 дней после приобретения товаров организация обязана информировать свой уполномоченный орган о контрольных знаках, нанесенных на товар, передавая в национальный компонент сведения, содержащие по каждой единице приобретенного товара следующую обязательную информацию:

  • идентификатор КИЗ;
  • ИНН организации — приобретателя;
  • код страны экспорта.

Организации, осуществляющие комиссионную торговлю изделиями на основании заключенных договоров комиссии с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, также обязаны провести маркировку этих товаров контрольными знаками. Маркировка производится в обычном порядке до выставления товаров в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи. Организации обязаны в течение 10 дней (сроки уточняются) проинформировать в электронном виде уполномоченный орган об использовании контрольных знаков, передав информацию об идентификаторе КИЗ и (или) идентификаторе чипа радиочастотной метки КИЗ TID; серийном глобальном номере торговой единицы SGTIN и о своем номере налогоплательщика.

В случае возврата товара от покупателя без контрольного знака, или с испорченным контрольным знаком, организация должна составить соответствующий акт, а возвращенное изделие промаркировать новым КИЗ. Сведения об использовании КИЗ следует передать в электронном виде в уполномоченный орган в течение 10 дней (сроки уточняются) после возврата товара.

Организации, осуществляющие розничную и оптовую торговлю меховыми изделиями, обязаны уведомить в электронном виде уполномоченный орган обо всех контрольных знаках, нанесенных на товар, реализованный (проданный) в рамках такой торговли. Уведомление должно быть сделано в течение 14 дней (сроки уточняются) после продажи товара.

В случае утери или кражи товара организация должна составить соответствующий акт, а сведения об утере товара и соответствующего КИЗ следует передать в электронном виде в уполномоченный орган в течение 10 дней (сроки уточняются) после обнаружения факта пропажи.

Для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей предполагается разработка платного мобильного телефонного приложения, которое можно было бы использовать для маркировки изделий вместо сканера. Кроме того, рассматривается возможность ручной инвентаризации, составления реестра и отправки его в ИФНС.

 

Исключения

Требования по маркировке контрольными знаками не распространяется на:

  • транспортировку товаров при их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС;
  • транспортировку и хранение товаров под таможенным контролем;
  • транспортировку и хранение проб и образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
  • товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
  • товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, представительствами либо органами международных организаций, межгосударственных образований;
  • товары, являющиеся иностранной безвозмездной гуманитарной помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством;
  • реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;
  • хранение товаров организациями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами, на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров, до предложения таких товаров для продажи;
  • приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которых обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;
  • товаров, ввезенных или приобретенных для государственных нужд;
  • транспортировку, хранение и использование физическими лицами товаров, ввезенных в качестве товаров для личного пользования и приобретенных в рамках розничной торговли.

 

Контроль за оборотом товаров, подлежащих маркировке

Контролирующие функции возложены на торговые инспекции, инспекции федеральной налоговой службы, управления и отделы таможенной службы, в некоторых случаях на органы внутренних дел и ФСБ.

После 1 апреля 2016 года все меховые изделия, находящиеся на территории РФ и ЕАЭС, должны быть снабжены контрольными идентификационными знаками, а информация о них будет передаваться, находиться и постоянно обновляться в национальном компоненте – единой электронной базе уполномоченного контролирующего органа – ФНС. Информация будет поступать в эту базу из нескольких независимых источников: от ФТС, от эмитента КИЗ, от импортеров, от производителей, от продавцов, от покупателей и т.д. Таким образом, ни одно меховое изделие не сможет появиться «ни откуда» и исчезнуть в «ни куда». Можно будет отследить путь любого изделия и выявить наличие в этой цепочке фирм-однодневок. Такой сквозной контроль практически исключает возможность «оптимизации» налогов и повышает персональную ответственность предпринимателей за работу с сомнительными контрагентами.

Предполагается проводить «налоговый хронометраж» в пунктах конечных продаж меховых изделий, особенно в крупных торговых центрах и выставочных комплексах. В процессе такого хронометража представители налоговых служб в течение нескольких дней будут посчитывать количество продаж в торговых точках. В случае, если результаты такого подсчета будут сильно отличаться от результатов налоговых отчетов организации, то им будут предложено скорректировать суммы уплаченных налогов на прибыль и НДС. Отказ от такой корректировки повлечет за собой проверки по всем направлениям работы.

С целью борьбы с серым импортом, пресечения возможности легализации контрабандного товара путем его маркировки в качестве товара, произведенного на территории РФ, предполагается установить надлежащий контроль и мониторинг за деятельностью российских производителей. Особое внимание будет уделено тем предприятиям, производство меховых изделий на которых в течение короткого срока значительно возросло. Так же будут проверяться вновь организованные производства на предмет наличия реальных мощностей, пошивочных цехов, складов, квалифицированного персонала, закупок полуфабриката и т.д.

 

Ответственность

На момент подготовки материалов для данной статьи вопросы административной и уголовной ответственности для предпринимателей, торгующих меховыми изделиями без контрольных знаков или с фальсифицированными контрольными знаками, находились в разработке. Точно известно лишь то, что к понятию «добросовестный приобретатель» вряд ли возможно будет апеллировать. При незаконном ввозе товара (ст. 81 ТК ТС) ответственность за уплату таможенных платежей возлагается не только на того, кто совершил такой незаконный ввоз, но и на добросовестного приобретателя этого товара, если в момент приобретения он знал или должен был знать о незаконности ввоза товара. Ключевые слова: должен был знать. Недавно принятые поправки к Закону о таможенном регулировании дают право любым заинтересованным лицам (предпринимателям) получить бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Поэтому налоговые органы и органы внутренних дел больше не будут искать «фирмы-однодневки» и «бороться» с ними. Вся ответственность за сотрудничество с такими фирмами ляжет на предпринимателей, которые осуществляли взаимодействие с фирмами-однодневками. Сравнение сведений, поступающих в единую электронную базу, с проводимыми рекламными акциями, особенно в интернете, позволяет достаточно легко определить недобросовестных предпринимателей и получить о них всю необходимую информацию: адреса и телефоны офисов и складов, данные по владельцам и руководителям организаций, реальный товарооборот и т.д.

Естественно, нарушения в маркировке меховых изделий будут наказываться штрафами, размер которых пока обсуждается. Уплата штрафов не освободит от самого серьезного наказания – конфискации немаркированных товаров и их последующего уничтожения. Причем процедура изъятия существенно упростится: сам факт отсутствия на изделии контрольного знака является необходимым и достаточным условием его конфискации. Контролирующим органам не надо будет проверять массу документов, изучать, как и когда изделие было изготовлено или импортировано в РФ, уплачены пошлины или нет, есть ли сопроводительные документы и т.д.

Значительно упростится и процедура уничтожения таких конфискованных товаров. Предлагается поступать с ней также как и с «санкционной» продукцией: в соответствии с Указом Президента такие товары подлежат уничтожению на основании решения контролирующего органа, минуя решения суда.

Возмездие настигнет и предпринимателей, уклоняющихся от предоставления электронных сведений в ИФНС. Не предоставление сведений об использованных КИЗ, или нарушение сроков предоставления сведений повлечет за собой незамедлительные проверки организации по всем направлениям ее работы.

 

Предполагаемые результаты внедрения маркировки товара

  • Снижение доли «серых» товаров в обороте, как ввезенных, так и произведенных на территории стран ЕАЭС.
  • Рост поступлений в виде налогов, пошлин, сборов в бюджет государства.
  • Снижение давления со стороны «серого» импорта на всех участников рынка: легальных импортеров, местных производителей и розничные сети.
  • Защита производителей стран ЕАЭС от недобросовестной конкуренции, защита торговых марок (брэндов) производителей товаров.
  • Вытеснение с рынка контрафактной продукции, продукции подпольных пошивочных фабрик, предотвращение практик «разбавления» легального товара контрафактным даже в крупных магазинах.
  • Повышение контроля легальности производства и импорта меховых товаров.
  • Создание инструмента учета и контроля оборота меховых товаров.
  • Наличие меток на товаре будет служить подтверждением легальности товара для потребителей, своеобразным знаком качества.
  • Упрощение идентификации товаров для оптового и розничного бизнеса, стимулирование автоматизации внутренних процессов учета, сокращение
    издержек и трудозатрат.